Как научить общаться ребенка в возрасте 1- 3 лет

 

Игры и упражнения

Вот вашему малышу уже  исполнился годик. Он полон энергии, его захлестывает желание быть самостоятельным, все интенсивнее идет его знакомство с окружающим миром, малыш извлекает  полезную информацию из всего, до чего добирается. По пере накопления опыта взаимодействия с окружающей средой и людьми и овладения речью изменяется и характер отношений ребенка с детьми и взрослыми. Прошло то время, когда малыш постоянно нуждался в вашей помощи и поддержке, когда от вас зависело его развитие и благополучие, теперь мама и папа для него, прежде всего, партнеры для игр и общения, источник получения новых сведений об окружающем мире и отношениях между людьми. Особое значение для малыша приобретают реакции взрослого и настроение маленького человечка.

В период от года до трех ребенок постепенно формирует свою собственную точку зрения по многим вопросам, проявляет свои желания и требует от окружающих их выполнения. У него начинает формироваться воля. Постепенно малыш все больше и больше стремится к самостоятельности, независимости, или, как говорил американский психолог Э.Эриксон, автономии. Автономия, по мнению Эриксона, это форма независимости, с помощью которой дети развивают собственную волю. В этом возрасте ребенок уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых. Очень многое он может и хочет делать сам. И мы, взрослые, просто обязаны поощрять это его желание, однако необходимо помочь ребенку научиться правильно выражать его. Умение выразить себя и собственное мнение, а также умение согласовать его с точкой зрения окружающих – вот наиболее важные коммукативные умения, которые необходимо сформировать у малыша в этом возрасте. Это позволит наиболее безболезненно пережить следующий нормативный возрастной кризис – кризис трех лет.

Стремление к самостоятельности у детей начинает формироваться во многом в связи с дальнейшем освоением ходьбы, которая позволяет малышу осуществить многие желания. Даже после того, как ребенок научится ходить самостоятельно, ему продолжает нравиться, когда мама или папа ходят вместе с ним, помогают и поддерживают его.

В период с одного до трех лет интенсивно развивается память ребенка. В основном это моторная память, то есть память на действия и движения. Закрепляются и запоминаются действия, с помощью которых ребенок смог достичь какого-либо результата. Развивается и словесная память, которая в конце этого периода сливается со смысловой. Если  в один-полтора года ребенок в основном только запоминает слова, то полом он активно их воспроизводит, а не только узнает знакомые.

Чем старше становится малыш, тем сложнее и интереснее проявляется его воображение. Оно имеет самые разнообразные формы. Если сначала инициатором воображения является взрослый (он придумывает различные игры, ситуации, в которых действует и общается ребенок), то позже малыш сам начинает фантазировать и использовать свое воображение в играх и общении с другими детьми. Вот некоторые из форм проявления воображения у ребенка одного – трех лет.

1 год

 

  • Действуя в придуманной ситуации. Широко используются, например, при одевании ребенка на прогулку: «Ножка, ножка, полезай в окошко!». Можно комментировать придуманную взрослым ситуацию несложным стихотворением:

 

Маша варежку одела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь.

- Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

 

Н.Саконская

 

  • Придуманные действия, которые совершает взрослый или ребенок. Это могут быть несложные инценировки детских потешек («Мишка косолапый», «По кочкам») или шутливые действия взрослого по отношению к ребенку («Сейчас я тебя подниму, и ты вот как высоко полетишь, как настоящий самолет!»).

 

  • Розыгрыши. Взрослый разыгрывает малыша, например,  делает вид, что не видит его.

 

Где же Аня, где же Аня?

Не могу никак найти.

Позови-ка, папа, Аню.

- Где ты, дочка? Выходи!

2 года

 

  • Мнимые состязания с игрушками («Кто у нас быстрее съест кашу, Артем или зайчик? Вот как Артем хорошо кушает, сейчас он опередит своего зайчика!»).

 

  • Имитация действия с использованием игрушек(ребенок гуляет с куклой, кормит ее, одевает и т.д.).

3 года

 

  • Ребенок начинает использовать предметы не по их прямому назначению. Например палочка может стать «ложкой», которой девочка кормит свою куклу, ложка – это «корабль», на котором плывет путешественник. То есть различные предметы могут использоваться в игре в множестве функций.

 

 

Игры для детей одного-трех лет направлены на овладение навыками самообслуживания, двигательное и эмоциональное раскрепощение, а также на развитие умения вступать в контакты с другими детьми и поддерживать их. Любая игра с ребенком этого возраста несет в себе коммуникативную нагрузку, то есть учит ребенка взаимодействовать с другими людьми. Дети осваивают навыки общения, подражая тем, кого они любят и кому они доверяют. Поэтому вы являетесь для него основным образцом для подражания, и то, как вы организуете игру ребенка и действуете в ходе ее, обусловливает игровые и коммуникативные действия самого малыша.

 

  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, не позволяйте ему почувствовать себя забытым и заброшенным. В то же время объясните малышу, что бывают моменты, когда вы не можете полностью посвятить себя ему, ведь у вас есть другие дела и заботы и это надо понять и принять.
  • Своим поведением показывайте ребенку пример эффективного общения. Сдерживайте свои эмоции, когда ребенок не подчиняется вам и проявляет самостоятельность. Попробуйте спокойно объяснить ему свои требования или переключить его внимание, а затем попросить снова выполнить вашу просьбу. Помните, что крик и повышение голоса – самые неэффективные способы общения с малышом.
  • Не стремитесь решить за малыша все проблемы. Поощряйте его инициативу, пусть ребенок сам выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.
  • Расширяйте круг общения своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его с собой в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите малыша чувствовать себя спокойно и уверенно в самых разных местах, с разными людьми.